Информационный портал г.Карталы 
  Главная arrow Карта Карталов
Главное меню
Новые фото

Объявление
 
 20.10.2017
Южный Урал имеет свой флот Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Evgmed   
15.03.2011
Казалось бы, мы живем в сугубо сухопутном крае. Однако на флоте имелось не менее 36 кораблей и судов с именами, непосредственно связанными с Челябинской областью. Это выяснил южноуральский историк и краевед Алексей Яловенко, который поделился с информацией.

«Однофамильцы» Чесмы

Исторически, конечно же, на первом месте в этом списке стоит минный катер «Чесма» Российского Императорского флота, отличившийся в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. Это как бы первый «однофамилец морской» станицы Новолинейного района Оренбургского казачьего войска, названной в 30-е годы XIX века селом Чесма в честь победы русского флота в сражении в Чесменской бухте. Геройский катер-«однофамилец» в ночь с 13 на 14 января 1878 года провел первую в мировой истории успешную торпедную атаку, потопив турецкую канонерскую лодку.

Украшением черноморской эскадры долгое время оставался эскадренный броненосец, также «однофамилец» славного минного катера и села Челябинской области. Паровые машины второй «Чесмы» долгое время считались лучшими на флоте, но из-за малой производительности котлов нормальная скорость броненосца не превышала 13,5 узла. 18 марта 1907 года как морально устаревший был разоружен и сдан на хранение в порт. С 1912 года использовался в качестве артиллерийской мишени. Его корпус до сих пор покоится на дне возле Тендровской косы, где был недавно найден аквалангистами николаевского клуба «Садко».

Герои-«Златоусты»

Третью строку во флотском рейтинге Челябинской области по праву занимает 32-пушечный фрегат «Иоанн Златоуст» — «однофамилец» города Златоуста. Фрегат вполне геройски участвовал в войне с Францией 1798 — 1800 годов и в войне с Турцией 1806 — 1812 годов. В 1813 — 1815 годах занимал брандвахтенный пост в Севастополе.

В историю российского морского флота славные строки вписал и 74-пушечный корабль «Иоанн Златоуст» — еще один «однофамилец» нашего Златоуста. Экипаж корабля геройски участвовал в войне с Турцией 1828 — 1829 годов. В 1841-м состарившийся корабль был переоборудован на хозяйственные нужды.

Трагедию страны повторил еще один «Иоанн Златоуст» — броненосец русского флота. В 1918 году в Севастополе «Иоанн Златоуст» был захвачен германскими оккупантами, затем, после поражения Германии, перешел в руки англичан. 22 — 24 апреля 1919 года по приказу английского командования линкор был взорван и тем самым выведен из строя. В 1923 году боевой корабль был сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл.

Вначале прошлого века товарно-пассажирский речной пароход «Златоуст» мирно курсировал по Белой и Каме. Но случилась революция и мировая война, и экипаж судна принял участие в боевых действиях.

Океанский грузовой теплоход Азовского морского пароходства (порт приписки — Мариуполь) — одно из самых больших в нашей стране сухогрузных океанских судов: 190 м в длину, 23 — в ширину. Имя судну также было дано в честь знаменитого южноуральского города — «Златоуст». Государственный флаг СССР был поднят на нем 2 июля 1969 года.

Рыболовный траулер «Златоуст», построенный в 1973 году, был приписан к порту Калининграда. В истории судна числится геройское спасение в шторм моряков с кубинской рыболовной шхуны.

Речной сухогрузный теплоход «Златоуст», названный так в октябре 1959 года, совершал вполне мирные рейсы по реке Каме.

От «Карталов» и «Миасса» до «Троицка»

Имя «Карталы» носит танкер «Севрыба». Был построен в Финляндии и спущен на воду 5 июля 1953 года. До сего дня приписан к Мурманскому порту.

Теплоход-сухогруз «Миасс» грузоподъемностью шесть тысяч тонн был спущен с судостроительной верфи в 1966 году. Ходил по линии морских портов Владивосток — Таллин. О судьбе «Миасса» после отделения от Советского Союза Эстонской Республики сведений нет. Скорее всего, трудяга-сухогруз переименован в духе последних веяний.

Танкер «Троицк» 1996 года постройки ныне принадлежит либерийской компании Troitsk Shipping Inc. В составе экипажа судна 21 человек (в основном граждане РФ).

Теплоход «Троицк» точно назван в честь нашего города. Был приписан к Балтийскому пароходству, обслуживал линию Таллин — Стокгольм — Таллин.

«Магнитогорск» и «Челябинск» в войну

Имя «Магнитогорск» носили три надводных и два подводных судна. Но самым известным «магнитогорцем» стал, наверное, пароход «Новгород», переименованный в 1930-е годы в «Магнитогорск». 19 июня 1941 года в немецком порту Данциг экипаж судна в нарушение действующих соглашений был снят и отправлен в концлагерь. Но корабельный радист все же, рискуя жизнью, успел передать сообщение капитана С.Г. Фалька: «Наши корабли не пускайте в Германию, мы арестованы». Впоследствии пароход от прямого попадания авиабомбы затонул недалеко от Гамбурга.

Имя «Челябинск» носят или носили пять надводных и несколько подводных кораблей. Теплоход «Челябинск» был построен в 1920 году в США, первоначально назывался «Кеевер». 13 марта 1945 года вместе с грузом 6155 тонн был передан в СССР по ленд-лизу и переименован в «Челябинск». В августе — сентябре 1945 года «Челябинск» принимал участие в военных действиях у берегов Северной Кореи и Курильских островов. В 1956 году был списан и использовался в дальнейшем в качестве студенческого общежития. Был затоплен на входе в бухту Большой Камень.

Во время Великой Отечественной войны патриотически настроенное население Челябинской области по предложению комсомольцев Магнитогорского комбината решило собрать средства на постройку подводной лодки. Собранных средств хватило на две субмарины. Оба судна — М-105 и М-106 — имели свое имя: «Челябинский комсомолец» (М-105) и «Ленинский комсомол» (М-106). (Названия значились только в корабельных документах и никогда не появлялись на борту корабля.) «Ленинский комсомол» с мая 1943 года начал выходы на позиции. Третий боевой поход стал для М-106 последним. 5 июля 1943 года лодка попыталась атаковать группу немецких противолодочных кораблей, но была обнаружена и контратакована. Корабли противника сбросили на М-106 73 глубинные бомбы. Вместе с М-106 погиб и весь экипаж — 23 моряка-подводника.

Гордые подлодки

Первая в СССР атомная подводная лодка тоже получила название «Ленинский комсомол», и именно в честь нашей М-106. 4 июля 1958 года в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота был дан ход АПЛ под атомной энергетической установкой. 17 июля 1962 года АПЛ «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса. Руководил этим походом Герой Советского Союза контр-адмирал Александр Петелин, выпускник школы ФЗУ в городе Кыштыме Челябинской области.

Дизельная подводная лодка «Магнитогорский комсомолец» 30 сентября 1975 года после испытаний была принята в состав ВМФ СССР (Краснознаменный Северный флот), порт приписки — город Полярный. Одноименный город и ММК шефствовали над кораблем. В связи с периодом политической перестройки и изменением ценностей в обществе подлодку переименовали, а 1 ноября 2001 года как отслужившую свой срок исключили из состава флота и передали для утилизации. А в июне 2001 года приказом главнокомандующего ВМФ уже другой, более современной подлодке того же соединения — большой дизельной Б-471 — было присвоено имя «Магнитогорск». Мало кто знает, что лодка «Магнитогорск» — настоящая звезда российского кино. В начале 2005 года на третьей церемонии вручения кинематографической премии «Золотой орел» лучшим фильмом года была названа картина режиссера Владимира Хотиненко «72 метра». В роли подводной лодки «Славянка», о которой идет речь в киноленте, снялась подлодка «Магнитогорск».

Атомный подводный крейсер «Челябинск» К-442 был спущен на воду в 1990 году. АПКР— аналог «Курска». В 1996-м Челябинск взял шефство над подлодкой К-442. Это одна из самых современных подводных лодок во флоте. С 1991 года перешла в состав Тихоокеанского флота. Основное предназначение — нанесение ударов по корабельным соединениям противника, и прежде всего по авианосным ударным группам ВМС США. Не всплывая, под водой может находиться до четырех месяцев. Подлодка оснащена ядерной силовой установкой. Экипаж — 130 человек.

Имена земляков

Одному из уникальных судов Северного флота с 2000 года присвоено имя «Академик Макеев». Так была увековечена память о человеке, под руководством которого ковался морской ядерный щит нашей страны — Государственный ракетный центр в городе Миассе, которым дважды Герой Социалистического Труда Виктор Макеев руководил на протяжении 35 лет. Исследовательское судно контролирует физические поля подлодок и надводных кораблей в зоне ответственности Северного флота.

Челябинская область много лет шефствует над гвардейским эскадренным миноносцем Северного флота «Безудержный», после 9 декабря 2007 года переименованным в «Гремящий». С 1995 года лучшие челябинские призывники отправляются служить именно на этот уникальный корабль.

«Маршал Шапошников» — большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1155 «Фрегат». Принадлежит Тихоокеанскому флоту ВМФ России. Имя кораблю было дано в честь легендарного маршала-фронтовика Бориса Михайловича Шапошникова, родившегося в городе Златоусте.

Теплоход «Иван Белостоцкий» был назван в 1975 году в память И.С. Белостоцкого, революционера, члена большевистской партии с 1904 года, слушателя партийной ленинской школы в Лонжюмо (предместье Парижа). С 1918 года Иван Степанович — хозяйственный деятель на Урале. Первый почетный гражданин Челябинска. Мирный теплоход неоднократно прорывался с грузами военно-стратегического назначения в сражающуюся Анголу.

В российском флоте имеется рыболовный супертраулер «Наталия Ковшова», названный в честь нашей землячки, родившейся в Златоусте в 1920 году. Во время войны Ковшова была снайпером и уничтожила 167 гитлеровцев, в том числе 16 снайперов. Осенью 1942 года она погибла.

Именем нашего земляка, выдающегося советского физика-атомщика, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова (1903 — 1960), родившегося в городе Симе Челябинской области, было названо головное судно серии современных научно-исследовательских судов (НИС). Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 метров разместились 24 лаборатории. В 1991 году «Академик Курчатов» совершил свой последний рейс, что называется, «по специальности». Некоторое время его использовали как промысловое судно, потом перевели в Новороссийск возить «челноков» в Турцию. В 2001 году разрезали на металлолом.

В Челябинской области родился баснописец Иван Крылов. Его именем был назван теплоход «И.А. Крылов».

В 80-х годах прошлого века в честь Героя Советского Союза челябинского снайпера Василия Зайцева из села Еленика, уничтожившего 245 гитлеровцев, назвали двухпалубный туристический теплоход, ходивший по Днепру. Именно Василию Григорьевичу Зайцеву принадлежат слова, ставшие девизом всей Сталинградской битвы: «За Волгой для нас земли нет!»

Подготовил Владимир ФИЛИЧКИН
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА
http://vecherka.su

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

Последнее обновление ( 15.03.2011 )
 
< Пред.   След. >


Карталинский район:
Население: 49 944 человек
Численность избирателей: 37 889

Погода
 
Go to top of page  Главная | Новости | Статьи | Транспорт г.Карталы | Галерея | Карта Карталов | Поиск | Ссылки | Сонник | Форум | Поздравления | Справочник предприятий | Ежедневный гороскоп |
Рейтинг ресурсов УралWeb web stats Яндекс цитирования
© Copyright 2004-2016 · Администраторы: Евгений Медведников, Александр Прытков, г. Карталы
Дизайн: Сергей Галенко
Руководитель проекта: Евгений Медведников,
При использовании материала ссылка на www.kartaly.ru обязательна
За достоверность материалов и статей размещенных нашими посетителями администрация ответственности не несет

Страница сгенерирована за 0.034075 секунд