Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый Год. К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. Ан нет! Любим мы Новый год и никак не хотим с ним расставаться. И елочки, как правило, до 14-го не убираем, даже если они были не искусственными, и уже посыпают все вокруг себя зеленым дождем.
Интересна сама психология памяти об этом "старом". То есть, вполне понятно, что многие россияне с удовольствием отмечают Католическое Рождество - потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года еще целая неделя! Не секрет, что большинство взрослых россиян лишь Новый год и считают праздником, а все остальные спускают на тормозах. Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное - чисто церковный праздник.
В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 - в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) - это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет.
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Наши археологи считали авсень "земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания" и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершели вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко "авсень" и вовсе не поминается.
К сожалению информацию о том, что такой праздник существовал мы узнаем только из песен... Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших. Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.Powered by AkoComment 2.0! |